Версия для слабовидящих

Ссылки на ресурсы

детское и юношеское творчество

сайт двоца творчества

детское творчество

детское творчество иваново

ивановский дворец творчества

ивановский дворец творчества

  

 

 

Ребенок-фантазер

Дети-дошкольники во многом живут в мире сказки, фантазий, волшебства. Мир фантазий совершенно необходим для здорового развития дошколят. В этом волшебном мире дети получают защиту, поддержку и возможность познавать окружающий мир через веками накопленную мудрость. Способность ребенка к фантазированию говорит об активно развивающейся у него функции воображения, которая необходима для гармоничного развития.
Источники и причины фантазий могут быть разными. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность; выражение его затаенных желаний; безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников; желание справиться с какими-то страхами. Вымыслы могут возникать и вследствие частых запретов взрослых (любознательный малыш пытается с помощью фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. Наконец, это может быть и простое свободное фантазирование в игре.

Нормальное фантазирование - дети воображают себя героями сказок, играют в любимых персонажей, могут в процессе игре даже перевоплощаться в неодушевленные предметы, оживляют в своих фантазиях игрушки, придумывают сказки, картины, сюжеты, борются со своими страхами, фантазируя о привидениях, скелетах и прочих пугающих персонажах.
Защитное фантазирование - дети придумывают себе другую реальность: другого папу или маму, другую семью. Иногда ребенок может придумать друга, которого у него на самом деле нет. Защитное фантазирование, как правило, указывает на определенную проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности, которая ему помогает.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ
• Детям присуще сказочное мышление. Оно им совершенно необходимо. Через сказку ребенок познает законы и правила жизни, особенности характеров, ситуаций, решений, действий.
• Дети часто идентифицируют себя с теми героями, чьи качества им хотелось бы присвоить. Играя или слушая сказки о таком герое, ребенок как бы примеряет на себя его характер, пытаясь ощутить и вобрать в себя недостающие ему самому качества.
• Воображение - важная психическая функция. В дошкольном возрасте именно черезвоображение во многом идет развитие психики ребенка, особенно ребенка творческого склада.
• Развитие воображения может тормозиться вследствие: приучения ребенка к строгому и неукоснительному порядку; высмеивания фантазийной жизни ребенка; критики результатов его творчества и фантазирования; обесценивания воображаемого мира ребенка, постоянного стремления погрузить его в реальность и рациональность мира.
• Фантазия и вера в чудо важны и необходимы ребенку, потому что именно они помогают справляться с детской тревогой о собственной "малости", позволяет принимать подчиненное положение по отношению к взрослому миру и ограниченность собственных возможностей.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ФАНТАЗИРОВАНИЕ РЕБЕНКА
• Фантазирование означает, что у ребенка живой, любознательный ум. Такую способность необходимо развивать и поощрять.
• Если ребенок придумывает сказку, сюжет, историю, стоит его выслушать, поинтересоваться подробностями, героями и событиями. Не следует говорить "Такого не бывает", "Ты просто все выдумал", "Ты неправильно придумал".
• Нельзя высмеивать или публично обсуждать плоды детских фантазий. Вы рискуете потерять доверие ребенка.
• Важно постепенно учить ребенка-фантазера создавать из своих фантазий законченный продукт.
• Фантазирование ребенка "про страшное" не стоит прерывать, бесполезно убеждать ребенка в нереальности существования привидений, Бабы-яги и т. д. Лучше поговорить с ним о его страхах с сочувствием и пониманием, предложить ему в помощь какую-нибудь игрушку, наделенную силой защитника. В случае невозможности справиться со страхами ребенка своими силами, стоит обратиться за помощью к специалисту.
• Если ваш ребенок не просто играет в сказочных героев, а начинает "быть" ими, т. е. не играет в тигра, изображая его, а как бы становится им на достаточно долгое, неигровое время, то стоит обратиться за консультацией к специалисту.
• Если вы столкнулись с защитным фантазированием, то ни в коем случае не ругайте ребенка. В этом случае также следует обратиться к специалисту за индивидуальной или семейной консультацией.

                                  

Copyrights © 2018

Копирование материалов сайта
ЗАПРЕЩЕНО